I am so much more than Royal.
И да... мы лучшие.
Платоническое чувство, сладострастие или похоть – все возможные формы любви обречены на смерть в драме О.Уайльда «Саломея».
Платоническое чувство, сладострастие или похоть – все возможные формы любви обречены на смерть в драме О.Уайльда «Саломея».
Спектакль по одноименному произведению был на днях продемонстрирован калининградскому зрителю театром «Дель». В его основе – библейская история об иудейской царевне, дочери Иродиады и падчерице Ирода Антипы, в качестве награды за недвусмысленный танец потребовавшей голову пророка Иоканаана (Иоанна-крестителя). Если верить Новому завету, прихоть царевны – не что иное, как попытка поддержать свою мать. В интерпретации Уайльда, напротив, Саломея имеет гораздо более женскую, личную и эгоистическую мотивацию – чувство безответной любви к Иоканаану. Впрочем, любовью в христианском понимании это назвать сложно; скорее чувство Саломеи напоминает сладострастие юной девственницы, пытающейся сбежать от приставаний отчима в свой, доселе неизведанный, мир наслаждений. «Дай мне поцеловать твой рот, Иоканаан,» - эхом повторяются стенания извивающихся на сцене Саломей, заигрывающих с красными лентами, и зритель с необыкновенной силой чувствует их исступленность. Многочисленные девушки, сменяющие друг друга на протяжении спектакля, - это все она, Саломея, царевна иудейская. То высокомерна и властолюбива, приказывая показать ей Иоканаана, то нежна, то жестока, разговаривая с ним, то застенчива и непорочна, отказываясь танцевать для отчима. Актрисы, исполняющие ее партию, соответственно различаются внешностью, темпераментом, манерой говорить, даже возрастом. Впрочем, все Саломеи следуют зову своей страсти.
Любовь безраздельно руководит ключевыми персонажами пьесы, и тем сильнее она разгорается, чем большее они позволяют себе. «Что за женщина смотрит на меня? Что она смотрит на меня своими золотыми глазами под золотыми веками?» - возмущается Иоканаан, не внимая чувствам царевны. «Не надо смотреть на нее. Ты слишком много смотришь на нее, » - предупреждает паж своего друга, сирийца, влюбленного в Саломею. «Ты опять смотришь на мою дочь, не надо на нее смотреть,» - угрожающе предупреждает Иродиада своего супруга. Этот мотив «поедания глазами» с первых минут предвещает печальный конец, отсылая нас к известным строкам из Библии: «… всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» Несдерживаемое физическое притяжение заставляет безответно влюбленных совершенно наплевать на нравственность и позабыть о Боге. Отсюда – Танец семи покрывал в исполнении театра «Дель», заряженный невероятным эротизмом и порочностью. Внезапное самоубийство сирийца. Преисполненный жестокости каприз Саломеи и казнь Иоканаана. О гипотетическом наказании «какого-то возможного Бога» за все эти преступления задумывается только царь иудейский… И тут же убивает Саломею, потакая своей ревности. А чего бояться?
Одиночество человека, одолеваемого земными страстями в мире, откуда «сбежали боги», передается театром «Дель» с необыкновенным мастерством. Саундтреками к спектаклю служат композиции группы My Dying Bride (For My Fallen Angel) и Jocelyn Pook (Masked ball), декорациями – рыболовные сети, длинные полотна, которыми герои пытаются одолеть, запутать, соблазнить друг друга, и луна, взрывающая тишину звуками гонга. Голова Иоканаана в финале выглядит устрашающе реалистично. Это всего лишь лицо актрисы, искусно притворяющейся мертвой, но благодаря пластической композиции, использованной в этой сцене, создается полная иллюзия того, что голова действительно отрублена и действительно находится в полной власти обнимающих ее рук. Чудеса пластики – вообще главное, что выделяют среди особенностей индивидуального стиля театра «Дель».
К тому же, все роли, даже мужские, здесь исполняют девушки. С годами то, что рождалось из необходимости (мальчиков при создании коллектива катастрофически не хватало), стало спецификой театра, залогом его успеха. Вот вы где-нибудь видели такого великолепного Ирода, распущенного, разочарованного, хмельного и похотливого? Нет? Почитайте сводки новостей, сравните с «героическими» мужчинами. По-моему, и гримироваться не следовало.